История

Предыстория

Джезказганский городской комитет ЛКСМ наградил за действующую модель ракетодрома ученика 10 класса средней школы № 3 г. Джезказгана Анатолия Юницкого, занявшего первое место на городской выставке детского технического и изобразительного творчества учащихся за 1965 год.

Жюри были удивлены уровнем подготовки действующей модели: трехступенчатая ракета на твердом топливе длиной около метра улетела высоко в небо за пределы видимости, а затем через несколько минут третья ступень опустилась на парашюте.

Начало. Первые шаги к мечте

Около 40 лет назад инженеру Анатолию Юницкому пришла в голову идея создать общепланетное транспортное средство, способное выводить на околоземную орбиту миллионы тонн грузов за один рейс без использования ракет. В течение последующих 10 лет велась активная работа над первым поколением струнных технологий, которая сразу привлекла к себе пристальное внимание общественности. Результатом стали первые публикации в научных журналах

СССР: «Пересадочная, космическая, кольцевая», «В космос – без ракеты», «Спасательный круг планеты» и другие.

Технология признана Федерацией космонавтики СССР, а Советский фонд мира выделил грант. Совет Министров БССР принял решение о создании в Гомеле специального фонда «Звёздный мир», а в 1988 году прошла

Первая научно-техническая международная конференция «Безракетная индустриализация космоса». В 1989 году на экраны советских кинотеатров вышли фильмы о струнных технологиях Анатолия Юницкого «В небо на колесе» и «Звёзд земное притяжение», выпущенные киностудией «Беларусьфильм».

Именно этот период позволил сделать первый серьёзный шаг к дальнейшим разработкам резонансной транспортной технологии SkyWay.
90-е годы. Научная школа

Начало 90-х годов ознаменовано созданием научной школы и публикацией первой монографии Анатолия Юницкого «Струнные транспортные системы: на Земле и в космосе». Работа впервые обобщила научные исследования автора в период 1977–1995 гг. В это же время разрабатывались первые действующие модели и проводились испытания высокоскоростного подвижного состава в аэродинамической трубе.

Прошла экспертиза струнного транспорта в АН Беларуси и БГУ. После неё вице-президент АН, академик и генеральный конструктор МАЗ М.С. Высоцкий и ректор БГУ, академик АН Беларуси, Председатель правления Научно-технологического парка Ф.Н. Капуцкий обратились за поддержкой нового транспорта к Президенту Беларуси А.Г. Лукашенко. В результате этого обращения появилось

поручение Президента РБ премьер-министру: «Окажите поддержку разработчикам в завершении опытно-конструкторских работ по созданию струнной транспортной системы».

Пять раз за несколько лет была переиздана научная монография А.Э. Юницкого «Струнная транспортная система в вопросах, ответах и проектах», а в 1998 году Центром ООН по населённым пунктам (Хабитат) был выделен грант и подписан международный Проектный документ FS-RUS-98-S01 «Устойчивое развитие населённых пунктов и улучшение их коммуникационной инфраструктуры с использованием струнной транспортной системы».

Ежедневная многолетняя работа стала отправной точкой к строительству испытательного полигона в городе Озёры.

Испытательный полигон. Подмосковье

В 2001 году в городе Озёры Московской области был построен первый испытательный полигон технологии SkyWay. Объект создан по заказу Администрации Красноярского Края и лично губернатора Александра Лебедя, который финансировал работы из собственного фонда. ОАО «Научно-производственная компания Юницкого» выступило генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком работ по строительству полигона, на котором было реализовано первое поколение струнных технологий для перевозки грузов. Строительство полигона происходило на территории Московской области и ходом выполнения работ живо интересовался губернатор Борис Громов, посетивший стройплощадку трижды в 2001 году.

В ходе проведения работ спроектированы концепты различных типов, вариантов и моделей пассажирских, грузовых, грузопассажирских и специальных рельсовых автомобилей, рельсов-струн (ферм-струн), промежуточных и анкерных опор, станций, вокзалов, сервисных гаражей-парков, грузовых терминалов «второго уровня». Также протестированы различные узлы, агрегаты, технологическая оснастка и специальное оборудование. Изучено поведение струнной транспортной системы при различных нагрузках и под воздействием изменяющихся климатических факторов. Отработаны технологии эксплуатации, сервисного обслуживания и ремонта рельсо-струнной дороги, созданы десятки изобретений и более сотни патентоспособных ноу-хау.

На полигоне были проведены сотни испытаний и экспериментов, получены многочисленные экспертные заключения. ОАО «Научно-производственная компания Юницкого» были присуждены три золотые медали Знака качества «Российская Марка» в следующих номинациях: «Технология струнного транспорта», «Проект пассажирского модуля» и «Проект грузового модуля».

Для создания кольца струнного транспорта, связывающего аэропорты Московского авиаузла между собой и Москвой, распоряжением Губернатора Московской области была создана рабочая группа. На состоявшемся 12 апреля 2002 года совместном заседании научно-технического совета министерств транспорта и путей сообщения было признано, что струнный транспорт – реальность, которую можно критиковать, но нельзя не замечать, ведь он нужен слишком многим.

Совместная деятельность специалистов из разных стран по строительству полигона первого поколения технологии SkyWay позволила выполнить сложнейший комплекс работ. От начала проектирования полигона до ввода его в эксплуатацию прошло всего 9 месяцев. Этот опыт стал аналогом «самолёта братьев Райт» и доказал скептикам осуществимость и перспективность технологии. Именно благодаря созданию испытательного полигона был получен второй грант Организации Объединенных Наций.

Главным итогом работ на полигоне стала разработка струнного транспорта следующих поколений.

Работа по государственным контрактам и договорам

В 2000-х годах была создана проектная компания ООО «Струнный транспорт Юницкого» в Москве и конструкторское бюро в Минске. Благодаря совместной работе этих предприятий был заключен ряд государственных контрактов и выполнена важная работа по развитию технологии SkyWay в регионах, в том числе:

  • государственный контракт № 7у на разработку проекта «Генеральная транспортная стратегия применения и создания трасс струнного транспорта Юницкого (СТЮ) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», заказчик – Департамент инвестиций, науки и технологий ХМАО-Югры;
  • государственный контракт № 12у на разработку технико-экономического обоснования строительства высотной городской пассажирской двухпутной струнной транспортной системы в г. Ханты-Мансийске, заказчик – Департамент инвестиций, науки и технологий ХМАО-Югры;
  • муниципальный контракт № СТЮ-02/06 на обоснование создания надземной транспортной магистрали струнного типа (Струнного транспорта Юницкого) в городе Ставрополе, заказчики – Комитет градостроительства города Ставрополя и муниципальное унитарное предприятие города Ставрополя «Стройинвест»;
  • договор подряда № СТЮ-02/05 на обоснование создания участка струнного транспорта Юницкого в городе Хабаровске, заказчик – Администрация города Хабаровска;
  • договор подряда № СТЮ-01/06 на разработку проектной документации на двухпутный участок трассы макроСТЮ «Улица Дикопольцева – улица Гоголя» протяженностью 1 км в городе Хабаровске, заказчик – Администрация города Хабаровска;
  • договор № А-15/2007 на разработку технического предложения по транспортной системе СТЮ в городе Екатеринбурге по маршруту «Железнодорожный вокзал – многофункциональный комплекс «Космос-сити», заказчик – ЗАО «Уралпластик»;
  • контракт № СТЮ-008 на разработку технического предложения по грузовому струнному транспорту Юницкого для условий Австралии, заказчик – String Transport System Ltd.

В рамках выполнения контрактов проектируются и изготавливаются действующие модели двухрельсовой и монорельсовой трассы СТЮ, а в 2009 году Госсовет по инновациям на транспорте во главе с Президентом РФ Дмитрием Медведевым поддержал идею создания в Ульяновске инновационного центра струнных технологий.

В 2010-х интеллектуальная собственность Анатолия Юницкого, созданная инженером за 40 лет интенсивной работы, оценена в 400 миллиардов долларов США. Оценка осуществлена на основании международных стандартов независимой компанией, специализирующейся на этом виде деятельности.

Данный капитал лёг в основу формирования группы компаний SkyWay, поставившей своей целью вывод на рынок транспортных услуг четвёртого, наиболее прогрессивного поколения инновационных транспортных систем SkyWay.

В 2015 году начинает свою работу ЗАО «Струнные технологии» (Минск, Беларусь). Компания получила своё развитие из филиала АО «Rail SkyWay Systems Ltd» в Беларуси, основанного 21 апреля 2014 года, проектного унитарного предприятия «Rail SkyWaySystems».

© 2014-2017 ЗАО «Струнные технологии»