История струнных технологий SkyWay

Мы хотим, чтобы мир стал комфортнее,
чище, просторнее и безопаснее – для всех нас.

Юницкий Анатолий Эдуардович


Что такое SkyWay 

SkyWay – это уникальная инновационная и прорывная транспортная технология, разработанная инженером Анатолием Юницким. SkyWay представляет собой информационный, энергетический и транспортный коммуникатор эстакадного типа, основанный на рельсо-струнных технологиях.

Особенностью данной технологии является её экологичность, поэтому в зоне строительства транспортных эстакад не нарушается сложившийся природный ландшафт, окружающая флора и фауна. Отличительными характеристиками SkyWay выступают безопасность, доступность, надёжность и высокий уровень рентабельности.

Предыстория

Джезказганский городской комитет ЛКСМ наградил за действующую модель ракетодрома ученика 10 класса средней школы № 3 г. Джезказгана Анатолия Юницкого, занявшего первое место на городской выставке детского технического и изобразительного творчества учащихся за 1965 год.

Жюри были удивлены уровнем подготовки действующей модели: трехступенчатая ракета на твердом топливе длиной около метра улетела высоко в небо за пределы видимости, а затем через несколько минут третья ступень опустилась на парашюте.

Начало

Около 40 лет назад инженеру Анатолию Юницкому пришла в голову идея создать общепланетное транспортное средство, способное выводить на околоземную орбиту миллионы тонн грузов за один рейс без использования ракет. В течение последующих 10 лет велась активная работа над первым поколением струнных технологий, которая сразу привлекла к себе пристальное внимание общественности, в следствие чего появились первые публикации в научных журналах СССР: «Пересадочная, космическая, кольцевая», «В космос – без ракеты», «Спасательный круг планеты» и другие.

Технология признана Федерацией космонавтики СССР, а Советский фонд мира выделил грант. Совет Министров Белорусской ССР принял решение о создании в городе Гомеле специального фонда «Звёздный мир» и в 1988 году прошла Первая научно-техническая международная конференция «Безракетная индустриализация космоса». В 1989 году на экраны советских кинотеатров вышли фильмы о струнных технологиях Анатолия Юницкого «В небо на колесе» и «Звёзд земное притяжение», выпущенные киностудией «Беларусьфильм».

Данный период позволил сделать первый серьёзный шаг к дальнейшим разработкам транспортной технологии SkyWay, которая впоследствии получила широкий резонанс.

90-е годы

Начало 90-х годов ознаменовано созданием научной школы и публикацией первой монографии Анатолия Юницкого «Струнные транспортные системы: на Земле и в космосе», в которой обобщены научные исследования автора в период 1977–1995 г.г. В это же время разрабатывались первые действующие модели и проводились испытания высокоскоростного подвижного состава в аэродинамической трубе.

После экспертизы струнного транспорта в Академии наук Беларуси и Белорусском государственном университете, вице-президент АН Беларуси, академик, генеральный конструктор МАЗа М.С. Высоцкий и ректор БГУ, академик АН Беларуси, Председатель правления Научно-технологического парка Ф.Н. Капуцкий обратились за поддержкой нового транспорта к Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. В результате этого обращения появилось поручение Президента РБ Премьер-министру РБ: «Окажите поддержку разработчикам в завершении опытно-конструкторских работ по созданию струнной транспортной системы».

В течение нескольких лет пять раз была переиздана научная монография А.Э. Юницкого «Струнная транспортная система в вопросах, ответах и проектах», а в 1998 году Центром ООН по населённым пунктам (Хабитат) был выделен грант и подписан международный Проектный документ FS-RUS-98-S01 «Устойчивое развитие населённых пунктов и улучшение их коммуникационной инфраструктуры с использованием струнной транспортной системы».

Такая ежедневная многолетняя работа стала отправной точкой к строительству испытательного полигона в городе Озёры.

Испытательный полигон

В 2001 году в городе Озёры Московской области был построен первый испытательный полигон технологии SkyWay по заказу Администрации Красноярского Края и лично губернатора Александра Лебедя, который финансировал работы из собственного фонда. ОАО «Научно-производственная компания Юницкого», возглавляемая Анатолием Юницким, выступила генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком работ по строительству полигона, на котором было реализовано первое поколение струнных технологий для перевозки грузов. Так как строительство полигона происходило на территории Московской области, то ходом выполнения работ живо интересовался и губернатор Борис Громов, для чего он в 2001 г. трижды посещал стройплощадку.

В ходе проведения работ осуществлено проектирование концептов различных типов, вариантов и моделей пассажирских, грузовых, грузопассажирских и специальных рельсовых автомобилей, рельсов-струн (ферм-струн), промежуточных и анкерных опор, станций, вокзалов, сервисных гаражей-парков, грузовых терминалов «второго уровня», а также различных узлов, агрегатов, технологической оснастки и специального оборудования. Было изучено поведение струнной транспортной системы в самых разных условиях нагружения и под воздействием изменяющихся климатических факторов. Были отработаны технологии эксплуатации, сервисного обслуживания и ремонта рельсо-струнной дороги, а также созданы десятки изобретений и более сотни патентоспособных ноу-хау.

На полигоне были проведены сотни испытаний и экспериментов, получены многочисленные экспертные заключения, а ОАО «Научно-производственная компания Юницкого» присуждены три золотые медали Знака качества «Российская Марка» в следующих номинациях: «Технология струнного транспорта», «Проект пассажирского модуля» и «Проект грузового модуля».

Для координации деятельности по созданию транспортного кольца, связывающего аэропорты Московского авиационного узла между собой и Москвой, с использованием экологически чистой грузопассажирской струнной транспортной системы распоряжением Губернатора Московской области была создана рабочая группа. А на состоявшемся 12 апреля 2002 года совместном заседании научно-технического совета двух российских министерств – транспорта и МПС было признано: Струнный транспорт – реальность, которую можно критиковать, но не замечать нельзя: он слишком многим нужен.

Совместная деятельность специалистов из разных стран по строительству полигона первого поколения технологии SkyWay (своеобразного «самолёта братьев Райт», доказавшего скептикам осуществимость и перспективность технологии) позволила выполнить сложнейший комплекс работ, от начала проектирования полигона до ввода его в эксплуатацию, за рекордно сжатые сроки – 9 месяцев. Именно благодаря созданию испытательного полигона был получен второй грант Организации Объединенных Наций.

Главным итогом работ на полигоне является разработка струнного транспорта следующих поколений.

Работа по государственным контрактам и договорам

В 2000-х годах была создана проектная компания ООО «Струнный транспорт Юницкого» в Москве и конструкторское бюро в Минске. Благодаря совместной работе этих предприятий был заключен ряд государственных контрактов и выполнена важная работа по развитию технологии SkyWay в регионах, в том числе:

  • государственный контракт № 7у на разработку проекта «Генеральная транспортная стратегия применения и создания трасс струнного транспорта Юницкого (СТЮ) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», заказчик – Департамент инвестиций, науки и технологий ХМАО-Югры;
  • государственный контракт № 12у на разработку технико-экономического обоснования строительства высотной городской пассажирской двухпутной струнной транспортной системы в г. Ханты-Мансийске, заказчик – Департамент инвестиций, науки и технологий ХМАО-Югры;
  • муниципальный контракт № СТЮ-02/06 на обоснование создания надземной транспортной магистрали струнного типа (Струнного транспорта Юницкого) в городе Ставрополе, заказчики – Комитет градостроительства города Ставрополя и муниципальное унитарное предприятие города Ставрополя «Стройинвест»;
  • договор подряда № СТЮ-02/05 на обоснование создания участка струнного транспорта Юницкого в городе Хабаровске, заказчик – Администрация города Хабаровска;
  • договор подряда № СТЮ-01/06 на разработку проектной документации на двухпутный участок трассы макроСТЮ «Улица Дикопольцева – улица Гоголя» протяженностью 1 км в городе Хабаровске, заказчик – Администрация города Хабаровска;
  • договор № А-15/2007 на разработку технического предложения по транспортной системе СТЮ в городе Екатеринбурге по маршруту «Железнодорожный вокзал – многофункциональный комплекс «Космос-сити», заказчик – ЗАО «Уралпластик»;
  • контракт № СТЮ-008 на разработку технического предложения по грузовому струнному транспорту Юницкого для условий Австралии, заказчик – String Transport System Ltd.

В рамках выполнения контрактов проектируются и изготавливаются действующие модели двухрельсовой и монорельсовой трассы СТЮ, а в 2009 году Госсовет по инновациям на транспорте во главе с Президентом РФ Дмитрием Медведевым поддержал идею создания в Ульяновске инновационного центра струнных технологий.

SkyWay сегодня

Последние 5 лет развития транспортной технологии SkyWay оказались чрезвычайно сложными, как для генерального конструктора, так и для всей команды, которая работает над проектом. Нестабильное экономическое и политическое состояние мировой системы, наличие сильных конкурентов-монополистов в области транспорта, неготовность общества поверить в возможность что-либо изменить – всё это наложило серьёзный отпечаток на работу каждого из нас. Но уверенность и стремление генерального конструктора струнных технологий SkyWay А. Юницкого позволяет двигаться вперед, благодаря чему создаются компании в Австралии и объединённое конструкторское бюро в городе Минске. Позднее начинает работу проектно-конструкторская школа для разработки технологии 3-го поколения.

На сегодняшний день ведётся интенсивная разработка четвёртого поколения струнных технологий, получившего название SkyWay – Небесная дорога. Именно с этим, наиболее прогрессивным поколением инновационной транспортной технологии, принято решение выходить на мировой рынок. Для этого в Великобритании формируется группа компаний SkyWay с оценочной стоимостью в 400 миллиардов USD.

Команда SkyWay


Минское проектно-конструкторское предприятие SkyWay, июль 2015 г.

Для того, чтобы воплотить идею генерального конструктора Анатолия Юницкого в жизнь, а именно – включить технологию SkyWay в современный мир, ежедневно и ежечасно рядом с ним трудится большое количество конструкторов, инженеров, проектировщиков, дизайнеров – всех тех, кто верит в проект. Каждый готов привнести в технологию свой вклад, чтобы в дальнейшем быть частью одного большого общего дела, способного перевернуть понимание транспорта навсегда.

Наша история, длиною всего 39 лет, значительно короче истории многих других транспортных технологий, но она ещё не закончена. Мы активно работаем над строительством демонстрационных трасс в Республике Беларусь, чтобы показать заказчикам абсолютно новый вид транспорта, способный изменить мир к лучшему. 

© 2014- ЗАО «Струнные технологии»